Современная структура педагогики

К традиционным структурным направлениям научных педаго-

гических исследований относятся:

•общая педагогика —исследует основные закономерности обра-

зования;

•история педагогики —изучает развитие педагогических идей и

практики образования на разных этапах культурно-исторического,

общественного развития;

•возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрос-

лых) —изучает возрастные аспекты обучения и воспитания;

•коррекционная педагогика: сурдопедагогика (обучение и воспита-

ние глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение, воспита-

ние слепых и слабовидящих), логопедия (обучение, воспитание детей

с нарушениями речи), олигофренопедагогика (обучение и воспитание

умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития);

•частные методики {предметные дидактики) —исследуют специ-

фику применения общих закономерностей обучения в области пре-

подавания отдельных учебных предметов;

•отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, произ-

водственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжает-

ся. В последние годы появились такие отрасли, как этноиедагоги-

ка, социальная педагогика, ТРИЗ-педагогика и др.

Этнопедагогика —отрасль педагогической науки, изучающая на-

родное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область

знания имеет непосредственное отношение к традиционной куль-

туре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике. Она тесно

связана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопси-

хологией, археологией, фольклористикой и широко использует

данные всех общественных и гуманитарных наук.

Предметом этнопедагогики является педагогическая культура

рода, племени, народности, нации. Национальные особенности ха-

рактера —результат этнического воспитания и влияния соответст-

вующей среды, поэтому особую актуальность приобретает исследо-

вание традиционной педагогической культуры субэтнических обра-

зований (поморов, сибиряков и др.). Необходимо иметь в виду

субэтническое своеобразие отдельных регионов, представляющее

собой неотъемлемую часть духовно-нравственного богатства наро-

да, которое может стать основой для национального возрождения.

В этнопедагогике объект изучения принадлежит области собст-

венно педагогики. Метод же может быть частично заимствован из

этнологии, этнографии, антропологии и социологии, но при этом

должен быть наполнен педагогическим содержанием и применять-



ся вместе с чисто педагогическими методами. Сказанное справед-

ливо и для этнопедагогического тезауруса: основными являются

понятия педагогические, а этнологические и антропологические

термины играют вспомогательную роль.

Достижением этнопедагогики является рассмотрение педаго-

гических закономерностей как естественно-исторических процес-

сов. При этом воспитание выступает как естественная форма

деятельности и поведения. Кроме своего прямого назначения эт-

нопедагогика содействует взаимопониманию народов. Многие ие-

44 Части I. Педагогика

дагоги по праву утверждают, что в полиэтнической России педа-

гогика может эффективно функционировать только в качестве эт-

нопедагогики.

Социальная педагогика —наука и практика создания системы вос-

питательных мероприятий по оптимизации воспитания личности

с учетом конкретных условий социальной среды.

Социальная педагогика как наука появилась сравнительно не-

давно —во второй половине XX в. в связи с развертыванием науч-

но-технической революции и современной урбанизацией. На Запа-

де активизируется философия и социология образования и воспи-

тания, которые становятся основой рождающейся неопедагогики,

или социальной педагогики.

На смену традиционной педагогики неизбежно приходит но-

вая, отвечающая современным потребностям общества, педагоги-

ка. Уже сейчас в наиболее развитых странах мира формируются ее

основы, характеризующиеся открытостью и демократичностью,

органической связью с динамично меняющимся социумом, перс-

пективами развития человека во взаимосвязи с природной средой

и обществом. Социальная педагогика интегрирует в себе достиже-

ния традиционной и нетрадиционной педагогики, а также социо-



логии, социальной психологии, биологических и антропологиче-

ских наук, их основные идеи и принципы.

Для социальной педагогики становятся тесными рамки ее тради-

ционных институтов, учебно-воспитательного процесса, основанного

на типовых программах и учебниках. Она выходит за стены учеб-

но-воспитательных заведений, проникая практически во все области

динамичной деятельности и жизни людей, активно вторгается во все

сферы общественного хозяйства, в семью, в повседневный быт и до-

суг людей. Социальная педагогика осуществляет прорыв из сферы

традиционности в разнообразие социальной жизни, определяет мак-

симально широкий поиск образовательно-воспитательных воздейст-

вий на развивающуюся личность ребенка, заставляет его мыслить и

действовать в динамично изменяющемся социуме.

В целом социальная педагогика раскрывает значение конкрет-

ных социально-культурных условий среды, их влияние на педагоги-

ческий процесс и выполняет роль посредника между социальной

средой и отдельными отраслями педагогической науки.

Социальная педагогика не просто расширяет многоаспектное,

многогранное пространство своей творческой деятельности, но

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 45

прежде всего качественно изменяет свое содержание, социаль-

но-воспитательные и образовательные функции, а следовательно,

подходы, формы и методы достижения самых разнообразных и

многочисленных задач.

Главные функции социальной педагогики —обобщение накоп-

ленного обществом социального опыта, исследование проблемы

подготовки человека к жизни в реальных исторических условиях с

учетом интересов существования общественных групп. При этом

принимаются во внимание ценностные ориентации ребенка, кото-

рые формируют семья, школа, среда, а также позиции самой лич-

ности как субъекта самосовершенствования и изменения среды.

Прямыми носителями функций социальной педагогики, ее кон-

кретными субъектами становятся подготавливающиеся в нашей

стране новые специалисты —социальный педагог и социальный ра-

ботник. Специфика работы социального педагога в отличие от

школьного учителя или другого работника народного образования

заключается в том, что ему приходится работать непосредственно

с семьей, во внешкольных организациях, на ≪улице≫. Он должен

обладать конкретными знаниями об особенностях возрастного раз-

вития и закономерностях формирования коллектива, о природе и

характере народной педагогики и социально-психологических ме-

ханизмах группового сплочения, уметь вести педагогическое иссле-

дование и оказывать психологическую помощь.

В настоящее время проводится интенсивная работа по подго-

товке новых кадров. Недавно в России создана Ассоциация соци-

альных педагогов, которая, объединив ученых и практиков, распо-

лагает необходимым научно-организационным потенциалом.

ТРИЗ-педагогика —педагогическое направление, раскрывающее

сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основан-

ное на общих законах теории решения изобретательских задач

(Альтшуллер Г.С, 1946).

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

•методики и технологии, позволяющие овладеть способами

снятия психологической инерции;

•методология решения проблем, основанная на законах разви-

тия систем, общих принципах разрешения противоречий и меха-

низмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

•воспитательная система, построенная на теории развития

творческой личности (ТРТЛ).

46 Часть I. Педагогика

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструмен-

тальности и достаточной гарантированности формирования иссле-

довательских функций.


6089747819059152.html
6089802216737151.html
    PR.RU™