ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА В СОЦИОЛОГИИ. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВ ПО К. МАРКСУ И Д. БЕЛЛУ. УРОВНИ АНАЛИЗА СТРУКТУРНОГО СТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА.

Общество— это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система соц-ых связей и отношений, как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, соц-ых институтов и т. д., основывающаяся на опред-ом способе производства, распред-ия, обмена и потребления материальных и дух-ых благ.

Общность может быть признана обществом, если она имеет след. признаки:

1. Самозарождение, которое характер-ся такими процессами, как наличие истории и наличие собс-го названия.

2. Браки закл-ся, в основном, между членами общества.

3. Биологическое воспроизводство. Общество пополняется за счет детей тех людей, которые явл-ся его признанными членами.

4. Общество существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

5. Самостоятельность. Три основных признаки самост-ти: 1) наличие соб-ой территории, имеющей официально признанные границы; 2) наличие суверенитета по отношению к др. суверенным обществам; 3) эк-ая самост-ть, способность обеспечить жизнедеятельности общества.

6. Саморегулирование. Наличие собственной системы управления и социальных институтов. Практически единственной формой саморегулирования общества является сейчас государство, хотя наблюдается тенденция поиска других форм самоорганизации, например, ЕЭС.

7. Самовоспроизводство духовной культуры, историческая непрерывность культурного наследия.

8. Психологическая целостность, т. е. наличие общественного сознания и общественной психологии, осознание людьми принадлежности к данному обществу.

Общество — это не механич-ая сумма элементов, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивид-ые действия, связи и отношения образуют новое системное качество. Сист-ое качество— это особое качеств-ое состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный характер, поэтому общество — это интегрирующая система, которая в отношении индивидов выполняет функцию своеобразного «генного кода», детерминирующего их поведение и деятельность. Человек, рождаясь, застает «готовую», объективно существующую «до него» конкретную структуру связей и отношений. Благодаря собственным интегральным качествам соц-ая система приобретает самост-ть по отношению к составляющим ее элементам, приобретает относительно самостоятельный способ своего развития.

Обществу как целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерами являются координация и субординация элементов. Координация — это согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостности системы. Субординация — это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.



Системный подход к обществу тесно связывают с детерминистским и функционалистским подходами.

Детерминистский подход: общество как целое состоит из нескольких подсистем: эк-ая, соц-ая, полит-ая и идеолог-ая. Каждая из них может рассматриваться как относительно самост-ая система. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социетальными. Каждая из этих систем находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все они представляют собой иерархичную структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности. Каждая из систем оказывает воздействие на совокупное целое и на его отдельные части.

Функциональный подход: каждая из частей общества выполняет значимую функцию в рамках целого. Развитие, усложнение общес-ой системы сопровождается дифференциацией, процессом формирования новых функций. И наоборот, вычленение новых функций ведет к усложнению структуры, к появлению новых элементов системы.

Один из сильнодействующих факторов формирования новых функций - разделение труда. Движущей силой этого процессами явл-ся общественные потребности. Производство товаров, необходимых для удовлетв-ия потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей - важнейшая предпосылка развития общества, усложнения его структуры, расширения системы функций. Используемые для вып-ия новых функций люди формируют новую отрасль в разд-ии труда.

В наиболее развитом виде названный подход проявился в структурном функционализме Т. Парсонса.

Классификация обществ: По способу производства и форме собственности формационный подход (К.Маркс). В основу формационной классификации общественного производства заложен классовый подход к анализу его содержания и целей. В соответствии с марксистской трактовкой, целью капиталистического производства выступает получение прибавочной стоимости за счет усиленной эксплуатации работников. Цель производства постиндустриального общества заключена в обеспечении экономического роста, обеспечении занятости, стабилизации уровня цен, справедливом распределении доходов, экономическом обеспечении малоимущих слоев населения и т. д. Общественное бытие – материальные условия жизни людей. Общественное сознание – вся духовная жизнь общества.

В общественном бытие Маркс выделял способ производства материальных благ: Производительные силы (средства производства и людей, с их умениями и навыками; средства производства: – орудия труда; Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности) Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства. От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ. Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества.

Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом: 1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны). 2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. 3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений. 4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.

Маркс, исследуя способы производства материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические). Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ): – политика, право, общественные организации, религия и пр. Смена ОЭФ – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития. Закон классовой борьбы является движущей силой истории.

Типология Даниеля Белла(американский социолог): доиндустриальные (традиционные), индустриальные и постиндустриальные.

1. Традиционное общество,для которого характерно:

• неспособность или нежелание изменять какие-либо характеристики сложившегося образа жизни, относительная изоляция от других обществ;

• высокая структурная устойчивость;

• отношение к собственности детерминировано родовыми отношениями, общиной или феод-ой иерархией;

• основным способом социальной регуляции выступает традиция, разделяемая абсолютным большинством членов общества;

• регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;

• в мировоззрении господствует догматизм.

Как правило, для доиндустриальных обществ характерно слияние феноменов власти и собственности при определяющей роли власти, то есть располагающий большей властью, обладал и реальным контролем над существенной частью находившейся в совокупном распоряжении общества собственностью. Для типично доиндустриального общества (за редким исключением) власть - это собственность.

На культурную жизнь доиндустриальных обществ решающее влияние оказало именно обоснование власти традицией и обусловленность всех общественных отношений сословными, общинными и властными структурами. Традиционное доиндустриальное общество характеризуется тем, что можно было бы назвать геронтократией: чем старше, тем умнее, чем древнее, тем совершеннее, чем (темпорально) глубже, тем истиннее.

2. Индустриальное общество.Особенности этого типа общества — контраст с традиционным обществом по перечисленным выше характерным чертам. Кроме того, в обществе этого типа преобладает промышленность; частная собственность является базовым, системообразующим институтом.

3. Постиндустриальное общество.Основные черты, отделяющие его от индустриального общества: преобладает сфера услуг; определяющую роль играет информация; базовым, системообразующим институтом является творческое знание.

К основным чертам постиндустриального общества относят:

1) переход экономики от преимущественного производства товаров к преимущественному созданию услуг;

2) класс профессионалов и специалистов технического профиля превратился в самую крупную группу занятых;

3) нововведения в возрастающей степени стали зависеть от успехов в области теоретического знания;

4) интеллектуальные институты общества во все большей степени превращаются в ведущие институты;

5) возник и развивается новый политический класс - класс консультантов, экспертов или технократов. В отличие от индустриального общества ведущим фактором развития становится сам человек, его профессиональный уровень.

Если для индустриального общества типичным является конфликт «бедные-богатые», то для постиндустриального - «хорошо образованные-плохо образованные».




6089462451627168.html
6089544735780642.html
    PR.RU™